*Клуб авто ЗАЗ » Разное про Запорожец » «Горбатый» друг – запорожец!

**

«Горбатый» друг – запорожец!

В СССР в середине 50-ых годов возник интерес к малолитражкам. Толчком разработки моделей ЗАЗ послужило закрытие потока недорогого малогабаритного «Москвича-401» и переход на более дорогую модель «Москвич-402» Так на свет появился первый запорожец ЗАЗ-965.

«Горбатый» друг – запорожец!

Как только народ не называл их: и горбатый, и ушастый, и инвалидка – но, не смотря на все обидные прозвища,  этот автомобиль полюбился на долгие годы многим людям. На сегодняшний день не встретишь современный автомобиль с похожими характеристиками, редкий случай исключения - уаз патриот пикап

Перед тем как "запорожец" увидел свет, было множество прототипов. В 1955г. была построена «Белка», или НАМИ-050, - экспериментальная модель. В длину она составляла 3,3 метра, была недоработана и имела множество неустранимых недостатков. В итоге ее скрестили с военной амфибией и получили две модификации, отличающиеся лишь некоторыми деталями в строении силового агрегата (военная версия – МеМЗ-967 и гражданская – МеМЗ-965).

«Горбатый» друг – запорожец!

Первый в мире запорожец был выпущен в 1960 году заводом «Коммунар» под маркой ЗАЗ-965. Эта модель стала одной из самых недорогих и доступных автомобилей. Его цена составляла от 1200 до 1800 рублей. Органы соцобеспечения предлагали ЗАЗ-965 с измененным механизмом управления людям с ограниченными способностями. За все время выпуска запарожцев (их было около 3,5 миллионов), можно выделить два этапа: с 1960 по 1969 года  первое поколение – ЗАЗ-965 и ЗАЗ-965А и с 1967 по 1994 года второе поколение – ЗАЗ-966, 966В,968,968А и 968М. Для экспорта в зарубежные страны выпускали две разновидности запорожцев – «Jalta» и «Elite».

«Горбатый» друг – запорожец!

«Горбатый» пользовался большим спросом у советского народа, так как очень хорошо сочетался с русскими дорогами, при этом малолитражка совмещала удивительную живучесть и работоспособность. Встречались случаи, когда запорожец, улетевший в кювет, делал двойной переворот, а потом как небывало вставал на колеса и продолжал свой путь.

«Горбатый» друг – запорожец!

ЗАЗ-965 имеет крепкий кузов-кабину и усиленную коробку передач. Конструкция простая, мало весит, имеет съемные цилиндры, в результате этого двигатель можно разобрать и отремонтировать в любых условиях. Эта модель служит своеобразным слиянием Фиата-600 с Москвичем-444, отличается «горбатым»  дизайном кузова и вновь разработанным силовым агрегатом. Кузов четырехместный по типу хайтеч (двухдверный). Причем переднее лобовое стекло одного размера с задним, что делает их взаимозаменяемыми. Передние крылья приварены. Двери открываются назад. Двигатель очень редкого строения – четырехцилиндровый V-образный, располагается сзади, имеет воздушное охлаждение. Ведущими являются задние колеса, подфарники встроены в крылья. Разработчики «Горбатого» учли бездорожье страны и увеличили посадочный размер шин до 13 дюймов, ввели корректировку в общую компановку.

«Горбатый» друг – запорожец!

В 1962 году выпустили модификацию ЗАЗ-965А. Ему улучшили мотор, увеличили объем двигателя до 887 см, лошадиных сил стало 27. Так, скорость возросла до 90 км/ч. Во внешнем виде появилась новая эмблема, фальшрадиаторная решетка, молдинги по краям, фары расположились в крыльях. Модель 965А не снимали с производства вплоть до 1969 года.

Прошло много лет, машины с задним приводом вытеснили переднеприводные и уже запорожец больше не выпускают. На «Чебурашек», спустя десятилетия, теперь «охотятся» европейские коллекционеры. Но эта обаятельная машинка нашла место в сердцах множества советских людей и не только…

Опрос

Какие обзоры интересны Вам?

ретро запорожцы
современные модели
запорожцы в тюнинге
Результаты