*Клуб авто ЗАЗ » ЗАЗ 965 "Горбатый"

**

ЗАЗ 965 "Горбатый"

 

 

Легендарный народный автомобиль Запорожец ЗАЗ-965, прозванный в шутку «Горбатым» из-за своего внешнего вида одно из самых знаменитых детищ автопрома страны советов. История ЗАЗ-965 началась в далеком 1958 году с того, что на Запорожском заводе комбайнов решили производить легковые авто.

 


ЗАЗ-965АЭ «Ялта»

 

В СССР в те времена имелся огромный спрос на дешевый небольшой автомобиль. Прототипом его стал Fiat 600 (Италия), который был существенно доработан и изменен. Геометрия кузова особо не изменилась, остались низкие полы, благодаря которым увеличивалась вместительность салона. Кузову полноценного двухдверного седана придали более современный вид, добавив прославленный «горб», из-за которого ЗАЗ-965 получил прозвище «горбатый». У «Запорожца» остались заднепетельные двери, облегчающие посадку в салон, но в, тоже время, снижающие безопасность. На дверях ЗАЗ-965 появились форточки и опускающиеся стекла. Автомобиль оснастили современной подвеской, повышающей проходимость на отечественных дорогах и увеличивающей полезное пространство салона. Диаметр колес для этого увеличен до 13 дюймов. Подобные подвески в то время имели Фольксвагены «Жук». Так из обычной городской малолитражки Fiat 600, получился наш «горбатый» Запорожец, который мог передвигаться по советским дорогам, а за пределами города иногда даже по бездорожью. На первых сериях устанавливали V-образные с системой воздушного охлаждения двигатели «965В» (746-кубов). Народный автомобиль ЗАЗ-965 способен двигаться со скоростью до 110 км за час, расходуя при этом на 100 км всего 5,5 л топлива.

 

ЗАЗ-965 Почтовый

 

«Горбатый Запорожец» стал одним из популярнейших автомобилей Советского союза. Уже в 1958 году представили на ВДНХ (Выставке достижений народного хозяйства) первый образец советской малолитражки. Пережив после этого еще несколько доработок и изменений, главная из которых замена двигателя, в 1960 году ЗАЗ-965 начали выпускать серийно. Говорят, что первый «Горбатый Запорожец» испытывал лично Никита Сергеевич Хрущев, тогдашний генеральный секретарь коммунистической партии СССР. Сперва автомобиль планировалось называть «Москвич», но после того как решили его выпускать в Запорожье он получил официальное название ЗАЗ-965 и народное «Запорожец».

«Запорожец ЗАЗ-965» имел все, чтобы быть настоящим народным автомобилем: доступную цену, простоту ремонта и обслуживания, хорошую проходимость, компактность, экономичность и прочее.

Конечно, недостатков у ЗАЗ-965 тоже было не мало, в первую очередь тесный и шумный салон, но это сильно не сказалось на популярности «Запорожца» потому что у советских граждан особо выбирать было не из чего.

 

 

Выпускался ЗАЗ-965 совсем не долго, до 1963 года. После (через 2 года) выпускалась модифицированная модель «Запорожца» ЗАЗ-965А мелитопольским двигателем МеМЗ-966 (887-кубов), имевшего мощность 27 л.с. Позже, с 1966 года, на ЗАЗ-965А стали устанавливать МеМЗ-966А - двигатель с увеличенной (30 л.с.) мощностью. Модель ЗАЗ-965А выпускалась до 1969 года. За эти годы было выпущено более 300 тыс. экземпляров народного автомобиля.

В разное время всего выпускалось несколько вариантов ЗАЗ-965:

  • ЗАЗ-965А. Вариант «горбатого Запорожца» с более мощными моторами (27 и 30 л.сил).
  • ЗАЗ-965АЭ «Ялта». Модификация экспортного «Запорожца». От основной модели ее отличал повышенный уровень комфорта, улучшеная шумоизоляция и более удобный салон. Также в «Ялте» появились радиоприемник, пепельница и наружное зеркало заднего вида. Каждый год выпускалось по несколько тысяч ЗАЗ-965АЭ для экспорта в страны Европы.
  • ЗАЗ-965АБ. Эту модель еще называли «инвалидка» и предназначалась она для людей с отсутствующими или парализованными ногами, но со здоровыми руками.
  • ЗАЗ-965АР. Эта модель тоже выпускалась для инвалидов, но имеющих одну здоровую ногу и руку.
  • ЗАЗ-965С специально разработанный вариант «Запорожца» для почтальонов, имеющий вместо задних сидений ящик для писем, а вместо стекол задних окон металлические панели. Кроме этого модификация ЗАЗ-965С отличалась от базовой формой заборников воздуха. Но самое главное отличие «почтового» ЗАЗ-965С это правостороннее расположение руля для удобства работы почтальонов.
  • ЗАЗ-965 «пикап». Пикапы изготавливали из бракованных кузовов серийных «Запорожцев» и использовались в качестве внутризаводского транспорта.

 

Одно время на базе ЗАЗ-965 планировался выпуск более мощного молодежного кабриолета, но этим планам не было суждено сбыться.

Свой «Горбатый» вид ЗАЗ-965 обрел не сразу. Ему предшествовали опытные образцы:

Фургон "Белка" с просторным кузовом небольших размеров длиной 3,3 метра. Для посадки в него приходилось откидывать переднюю часть кузова. Были и другие опытные экземпляры, но в качестве прототипа выбрали итальянское авто Fiat 600.

 

 


Открытие кузова для посадки в автомобиль водителя

 


сельский вариант «Белки»

 

Опрос

Какие обзоры интересны Вам?

ретро запорожцы
современные модели
запорожцы в тюнинге
Результаты