*Клуб авто ЗАЗ » ЗАЗ 968

**

ЗАЗ 968

Автомобиль ЗАЗ-968 выпускался на Запорожском Автомобильном Заводе с 1972 года по 1979 год. В классе малолитражных советских автомобилей, предназначенных для самых широких народных масс, он был прямым наследником легендарного «горбатого» «Запорожца». И надо сказать, что новая модель стала не менее популярной. В народе ее ласково называли «чебурашка» или «ушастый».

 ЗАЗ-968А

Кузов новой модели стал более современным, кроме того, она получила усовершенствованную приборную панель. Не обошлось и без существенных технических инноваций. В начале семидесятых во всем мире ужесточились требования к безопасности автомобилей. Чтобы продолжать экспортировать машины в Европу, их пришлось приводить в соответствие с международными нормами.

Поэтому при разработке ЗАЗ-968 особое внимание уделялось безопасности. В результате получился автомобиль, оснащенный тормозами с раздельным приводом на передние и задние колеса. Также у нового «Запорожца» появился травмобезопасный руль и ремни безопасности.

В остальном новая модель соответствовала стандартам марки: это был компактный двухдверный седан-малолитражка с задним приводом, и соответственно, заднемоторной компоновкой. В автомобиле использовался двигатель с системой воздушного охлаждения в одном блоке с трансмиссией. Имелся и автономный отопитель салона, эффективность которого, впрочем, вызывала вопросы.

ЗАЗ-968 оснащался четырехцилиндровым двигателем объемом 1198 кубов и мощностью 40 лошадиных сил. Расход топлива на 100 километров пути — 5,9 литров. Объем бензобака — 30 литров.

Внешне ЗАЗ-968 выглядел достаточно эффектно. Во многом, из-за большого количества хромированных деталей и современного дизайна. С первого взгляда и не скажешь, что перед вами бюджетный автомобиль. Впрочем, в более поздних модификациях количество хрома значительно сократилось: часть деталей убрали, часть заменили пластмассой и резиной.

А вот изнутри машина такого яркого впечатления уже не производила. Во многом из-за минималистичной отделки салона и небольших габаритов. Несмотря на то, что автомобиль формально был четырехместным, взрослый человек, особенно выше среднего роста, на заднем сидении умещался с трудом.

 ЗАЗ-968А

Тем не менее, запорожец 968-ой модели пользовался огромной популярностью у советских граждан. И помимо невысокой цены и фактического отсутствия альтернатив, на то были и другие причины.

Во-первых, автомобиль был очень неприхотлив и прост в обслуживании и ремонте. Это частично компенсировало частые поломки. «Запорожец» был разработан с учетом возможности самостоятельного ремонта. И при базовых технических навыках его можно было ремонтировать прямо в дороге без специальных инструментов.

Во-вторых, этот автомобиль отличался прекрасной проходимостью для своих размеров. Он легко передвигался не только по городскому асфальту не лучшего качества, но и по бездорожью и размытым грунтовым дорогам. Легкий «Запорожец» можно было вытолкать из грязи и вдвоем. Все это сделало ЗАЗ-968 любимым авто всех дачников и деревенских жителей.

В-третьих, большая жесткость кузова позволяла навьючивать «Запорожец» как грузового ослика. При переездах люди умудрялись перевести на крыше этой машины всю мебель и бытовую технику (не за один раз, конечно).

Существует несколько модификаций ЗАЗ-968:

  • ЗАЗ-968Р — для тех, у кого есть только одна здоровая рука и нога.
  • ЗАЗ-968АБ — для людей с парализованными или ампутированными ногами. 
  • ЗАЗ-968АБ2 — для людей с поврежденной или ампутированной правой ногой.
  • ЗАЗ-968АБ4 — для людей с поврежденной или ампутированной левой ногой.
  • ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А «Ялта» — вариант для европейского экспорта. Как и «горбатые» предшественники, эти «Запорожцы» отличались более высоким уровнем комфорта и дорогой отделкой салона. В частности, там присутствовала пепельница и радиоприемник. Существенных технических отличий от базовой модели не было.

С 1979 года в серийное производство был запущен ЗАЗ-968М. Формально это была модификация 968-ой модели, но и по внешнему оформлению, и по техническим признакам это был уже другой автомобиль, который заслуживает отдельного рассказа. 

Опрос

Какие обзоры интересны Вам?

ретро запорожцы
современные модели
запорожцы в тюнинге
Результаты